Арка Победы
в Красном Селе

Подарок к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Память о Великой Отечественной войне в Петербурге носит несколько болезненный характер. До сих пор нет достойного музея, посвященного блокаде Ленинграда, и масштабных монументов создано не так много, как следовало бы. Возведение триумфальной арки в Красном Селе стало попыткой исправить ситуацию

Об этом проекте накануне юбилея активно дискутировали. Мнения встречались разные: от восторженных до откровенно ругательных. Было интересно посмотреть, что же в итоге получилось. Поскольку от проведения экскурсий в День Победы я принципиально отказываюсь, смогла поприсутствовать на церемонии открытия.

1. Идея возведение Арки Победы в Красном Селе

В Красное Село мы приехали заранее, чтобы успеть рассмотреть арку без толпы. Оказалось, что близко к ней подойти нельзя, так как идёт подготовка к концерту и стоят ограждения и трибуны для почётных гостей.
Подготовка к торжественному открытию арки Победы идет полным ходом. На сцене репетирует военный оркестр. Вид со стороны въезда в Красное Село.
Однако масштабы впечатлили даже издали. Высота арки согласно проекту - 20 метров, ширина пролёта - 11 метров. При этом построили её менее чем за год. Это стало возможным благодаря тому, что основная конструкция создана из монолитного железобетона. Облицована арка серым гранитом.

  • Материал отделки, по-моему, подобран не слишком удачно. Кажется, что гранита нет вовсе и мы видим обнажённый бетон. Согласны?

Оформление арки с обех строн разное. Со стороны въезда в Красное Село размещаются Гении Победы и надпись "ВОИНАМ ПОБЕДИТЕЛЯМ СЛАВА". Со стороны выезда - обелиски с изображением мечей и дубовых веток и надпись "ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА СЛАВА".

Вид на арку Победы со стороны выезда из Красного Села.
Проект возведения этого монумента отсылает нас к триумфальным аркам, построенным для встречи бойцов Красной Армии, возвращавшихся в Ленинград для участия в параде Победы. Он проводился 8 июля 1945 года.

Город на Неве своих победителей всегда встречал с большим почтением. Воины, возвращавшиеся с поля битвы, проходили сквозь триумфальные ворота. Как правило, их ставили в сжатые сроки, поэтому строили из дерева как временные сооружения. Спустя годы некоторые из них получали воплощение в виде каменных или металлических арок.

  • Самый известный пример - Нарвские триумфальные ворота.

Строительство арок в 1945 году было поручено главным архитекторам трёх районов: Московского, Кировского и Володарского (сейчас Невский). В задании были указаны только примерные габариты будущих сооружений. На проектирование выделили всего одни сутки, а на возведение - одну неделю. И вот что получилось.

Временные триумфальные арки, возведённые для встречи войск, возвращавшихся в Ленинград для участия в параде Победы 8 июля 1945 года.
Можно лишь восхититься профессионализмом архитекторов и самоотверженным трудом рабочих, которые создали такую красоту из подручных средств: дерева, гипса, алебастра, - в экстремальные сроки.

Естественно, долго эти сооружения простоять не могли и через несколько лет обветшали и были разобраны. Память о них осталась только в эскихах и на фотографиях.

Идея увековечить эти ворота, то есть воспроизвести их в камне, возникла еще в 1946 году. Даже успели провести архитектурный конкурс и выбрать победителя.

Выиграл проект молодого архитектора Бориса Журавлёва. С первых недель войны он сражался в Народном Ополчении, а осенью 1943 года, уже после прорыва блокады, был демобилизован и как специалист направлен на работы по восстановлению Ленинграда.
Возможно, это один из листов проекта арки Победы авторства Журавлёва. Но лично я в этом сомневаюсь - на триумфальную арку совсем не похоже, даже на вид сбоку.
К сожалению, в то время проект по разным причинам так и остался лишь на бумаге. И вот каменная арка наконец появилась - спустя 70 лет.

В качестве прототипа современной арки чаще всего упоминают творение Александра Гегелло. На самом деле, авторы проекта имели в виду все три арки. Об этом они рассказали в докладе на заседании Рабочей группы Комитета по градостроительству и архитектуре.
Председатель МОО «Совет Героев СПб и ЛО» Геннадий Дмитриевич Фоменко представляет проект.
Конечно, какие-то элементы были заимствованы так или иначе. Но они не идентичны. Например, надписи на воротах 1945 года прославляли героев-победителей. На современной арке слово "героев" заменили на "воинов". Объясняется это тем, что звание героя сейчас является официальным и так можно называть только тех, кто реально получил его.

  • Как-то это слишком надуманно, да?

Объёмные детали на арках-прототипах были вырезаны из фанеры или вовсе сымитированы росписями (как уже говорилось ранее, ввиду ограниченного времени подготовки).
На арке Гегелло традиционные "обитатели" триумфальных арок - гении Славы - трансформировались в фигуры рабочего и работницы с венками в руках.
На современной арке рабочий и работница снова превратились в античные символы. Мне кажется, что эти скульптуры - вольная трактовка гениев Славы с Нарвских триумфальных ворот, только крылья куда-то подевались, и набор атрибутов другой.
Гении Славы и богиня Победы Ника - скульптурное убранство Нарвских триумфальных ворот. Справа - одна из фигур арки Победы в Красном Селе.
Но ведь одновременно держать в руках лавровый венок и пальмовую ветвь может лишь сама богиня Победы Ника. Получается, что на красносельской арке стоят две Ники без крыльев?
Две Ники на арке Победы. "Кстати, где твои крылья?..."
Проект получился по-настоящему народным. Поучаствовать финансово в создании арки могли все желающие. Внести можно было любую сумму. к примеру, самый скромный взнос в 5 рублей сделал самый юный участник - мальчик-третьеклассник. Общими усилиями удалось собрать несколько десятков миллионов рублей.

На начальном этапе строительства в основание арки была заложена капсула с посланием потомкам. Вскрыть её полагается в день 100-летия Победы. Жить в эту пору прекрасную, надеюсь, нам ещё придётся.

Надо не забыть посмотреть, как потомки будут читать письмо из прошлого. В документе содержится наказ не допускать искажения истории Второй Мировой войны. Даже интересно, как с этим будут обстоять дела через 25 лет.
Право закладки капсулы было предоставлено 92-летнему участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза Николаю Тимофеевичу Шашкину и 11-летнему суворовцу Григорию Нелаеву.
Таким образом, идея сооружения арки понятна: это и увековечивание памяти о Великой Победе, и поддержание Петербургской традиции установки триумфальных арок на въезде в город, и дань архитекторам прошлого, и назидание потомкам.

Арка Победы имеет несколько прототипов, но не повторяет их в точности. Она даже не вполне соответствует собственным проектным эскизам, в чем вы убедитесь, если дочитаете статью до конца.

2. Церемония открытия арки Победы 9 мая 2015 года

Праздник открытия арки начался с шествия Бессмертного полка, к которому мы тоже присоединились. Было ощущение, что по шоссе навстречу триумфальной арке идёт почти весь город.
Маршем прошли военные под оркестровую музыку.
Затем состоялась церемония открытия. На торжестве присутствовали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и другие официальные лица.
Торжественная церемония открытия арки Победы в Красном Селе проходила под лозунгом "Мы помним, мы гордимся!"
Главным гостем, конечно, был Даниил Гранин. Именно он подал идею увековечивания арки Победы. С таким предложением к Правительству города он обратился еще в 2007 году. И вот мечта получила воплощение.
  • Увидеть Даниила Александровича Гранина - ещё одна из причин, почему мне хотелось присутствовать на открытии арки. К сожалению, это не удалось. Но в том же году в мой День Рождения я побывала на творческой встрече с ним и даже получила автограф в Блокадной книге.

Надо сказать, что возведение арки именно на этом месте петербуржцы восприняли по-разному. Кто-то был в восторге, но многие ругали: устанавливать собирались не там, не то, не так, не вовремя.

Главный вопрос, который многим не давал покоя, когда проект ещё только обсуждался: почему арка должна быть построена именно в Красном Селе?

3. Почему триумфальную арку возвели именно в Красном Селе?

На первый взгляд, совершенно не понятно. Во время войны эта территория ещё не являлась частью Ленинграда. Никакой арки здесь не было и не планировалось, поскольку триумфальные ворота, напомню, всегда ставились на въезде в город победителей.

  • Красное Село включено в состав нового - Красносельского - района Ленинграда в 1973 году.

Те три временные арки, на которые ориентировались как на образцы, стояли в совершенно других районах, на въездах в Ленинград с трёх сторон: на проспекте Обуховской обороны, на Московском шоссе и на проспекте Стачек.
Места расположения временных триумфальных арок в Ленинграде в 1945 году
Почему в этих точках? Всё очень просто: если их мысленно соединить, вы получите очертания границы города, установленной на тот период. Именно здесь начинался Ленинград. Териитории только планировали застраивать и арки оказались отличными доминантами.

На данный момент архитектурный облик тех исторических мест уже сформирован, поэтому новое, такое масштабное сооружение поставить не представлялось возможным. Пришлось искать альтернативы.

Выбор Красного Села можно обосновать тем, что здесь во время Великой Отечественной велись ожесточенные бои в ходе операции "Январский гром" (она же "Нева-2" или Красносельско-Ропшинская операция), которая привела к полному освобождению Ленинграда от вражеской блокады.

  • А ещё встретила такую историю. Специально для участи в параде Победы перебрасывался 30-й гвардейский стрелковый корпус из Прибалтики, где он закончил войну. Подразделения добирались пешком через Псковскую область и в Ленинград заходили как раз через Красное Село. Здесь они провели ночь перед парадом.

Ну, и формально сейчас дорога через Красное Село действительно является въездом в Петербург, точнее, это уже и есть Санкт-Петербург.

Хотя, этот аргумент спорный. На самом деле, если нужно доехать до центра города, прокладывать маршрут через Красное Село вообще не логично. Этой дорогой пользуются, только если на Киевском шоссе большие пробки или ехать нужно не в центр, а на юго-запад.

4. Мои впечатления от художественного образа и архитектуры

Что касается самой арки, то впечатления у меня смешанные.

Проект создавался коллективом мастерской №9 ОАО "ЛенНИИпроект" под руководством Владимира Васильевича Попова, академика, заслуженного архитектора РФ. Он - бывший блокадник, в 1970-е годы участвовал в проектировании площади Победы. На момент создания арки для Красного Села ему было 85 лет!

Скульптор проекта - Борис Анатольевич Петров. Среди его предыдущих работ памятник Петру I в Сестрорецке и памятник фотографу на Малой Садовой улице.

На мой взгляд, скульптурное убранство арки как раз подкачало. Во-первых, и в главных, статуи слишком малы для такого масштаба сооружения. Пропорции и гармония нарушены. Но почему так произошло, не знаю. В проекте все выглядело несколько иначе. Давайте сравним.
Проектный чертеж арки Победы в Красном Селе и итоговый вариант
Рубрика называется "ожидание / реальность" или "найдите 10 отличий".

Скульптуры, как видно по проекту, должны были быть немного иными, чем получились в итоге: должны были в одной руке держать лавровый венок, а другой придерживать щит. Они должны были быть по-другому одеты и стоять на пилонах иной формы.

Также проектом предполагались: другой рисунок фриза, другой размер венчающей композиции и набор составляющих её атрибутов, другой размер и расположение надписи. И облицовочный материал тоже другой.
Эскизный проект арки Победы в Красном Селе. Источник изображения: http://old.kgainfo.spb.ru/
Предполагалось, что облицовка будет выполнена из розового гранита. Согласитесь, что в этом цвете триумфальное сооружение выглядит более эффектно. Но с подбором материала возникли сложности.

По словам Геннадия Фоменко, предложенный первоначально китайский гранит не подошёл по техническим параметрам - оказался не морозостойким, а финны свой гранит, уже проверенный нашим климатом, поставлять для проекта отказались.
"Я, - говорит Г. Фоменко, - обратился к одной известной финской компании в России. Через несколько часов получил от руководства компании ответ, полученный из штаб-квартиры: это была не наша война и не наша победа, поэтому мы не можем принять участие в проекте".
В итоге выбрали отечественный гранит. Вот так патриотично получилось, но слишком монохромно. Как это ни смешно, и тротуарную плитку тоже положили серого цвета вместо розового. А ведь даже малейшие нюансы влияют на художественный образ и наше восприятие памятника.
Проектный эскиз арки Победы в Красном Селе и итоговый вариант
С чем связаны изменения в итоговом варианте не понятно. Возможно, видение архитектора и скульптора стало иным, или строители посчитали, что так будет лучше, или средств не хватило на полный размер деталей, или времени на тщательную проработку.

На мой взляд, проект был хорош. Именно таким, каким его представили авторы. А в итоге получилось дисгармонично и некачественно. Честно говоря, с 2015 года эту арку я больше не видела - не лежит путь через Красное Село. Как она выглядит сейчас, не знаю. Говорят, уже вся покрылась соляными потёками. Обидно.

Хотелось, чтобы она стала достойным мемориалом Победителям от благодарных потомков. И ведь был шанс.
При подготовке статьи использовались следующие материалы:

  1. Бартучев, А.К. Арки Победы / А. Бартучев // Архитектура и строительство Ленинграда. - 1946. - июнь. - С. 1-4.
  2. Малышев, В.В. Триумфальная, народная, победная / В. Малышев // Столетие. - 2015. - 30 апреля. - URL: http://www.stoletie.ru/obschestvo/triumfalnaja_narodnaja_pobednaja_725.html (дата обращения: 24.04.2020).
  3. Триумфальные арки Ленинграда : [Фотоальбом / Фотографии В.Я. Денисова и др. ; Сост. и авт. текста А.Г. Раскин]. - Л. : Лениздат, 1985.
~
Благодарю за внимание!
Этой статьей можно поделиться
Связаться со мной, заказать экскурсию
Телефон: +7-911-237-59-75
wat'sApp, viber, telegram, facebook

Почта: seespb@gmail.com
Давайте дружить в социальных сетях:
С радостью отвечу на Ваши вопросы
Выберите удобный способ общения
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Messenger
Mail
Phone